Речь о Журнале Волга

Александр Чанцев

После такого подробного выступления Данилы Давыдова, подчеркнувшего все моменты, о которых хотел сказать я, мне уже трудно не повториться. Тем более что довольно редкий случай – и «Волга» охватывает разные имена, и я печатаюсь в основном в толстых журналах – в «Волге» я никогда не печатался. Но, возможно, это и дает мне основания сказать о двух моментах.

Действительно, толстые журналы остаются оплотом литературы, они до сих пор являются универсальной площадкой для публикации, выхода писателя в свет. Разумеется, появилось множество интернет-изданий, но – и это тема для будущих исследователей – существуют они параллельно, что ли. Это не очень хороший термин, он просто призван подчеркнуть, что наличие, число этих порталов, постоянно увеличивающееся, отнюдь не отменило существование толстых журналов. Есть и другой в чем-то парадоксальный момент. Те же толстые журналы большинство читает скорее в электронном виде (в интернете ли, пдф-верстку ли). Но – я об этом много думаю – как раз последние годы закрытия, удаления разных сайтов неожиданно подсветили важность именно бумажных изданий для сохранения того, что нужно сохранить, что пригодится будущему читателю, исследователю.

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание и который тоже звучал в докладе Данилы Давыдова. Это независимость «Волги» на фоне других толстых журналов. Мы не говорим, конечно же, о том, что те в своей редакционной стратегии следуют какой-то «партийной линии». Наоборот, вызывает симпатию тот факт, что толстые журналы в последние годы готовы на эксперименты, расширение круга издаваемых авторов, активно публикуют молодежь, проводят на своих страницах какие-то круглые столы, опросы, конкурсы и так далее. Но «Волга» и на этом фоне выглядит независимее, она, кажется, менее всего является заложником своей репутации, менее всего склонна торить дорогу в своем же инверсионном следе.

И ремарка уже совсем личная – большое спасибо «Волге» за публикацию Владимира Казакова, одного из моих любимых писателей. Неизвестность, непроявленность и одновременно исключительная оригинальность и важность этого прекрасного стилиста оказываются в каком-то смысле символичными.