Б. Констриктор - Лауреат ПАБ-2022 в номинации «За заслуги перед русской литературой»

Наталия Азарова


Мне хочется начать с названия самой номинации «Заслуги» и подчеркнуть, что это тот самый случай, когда это слово неожиданно перестаёт быть формальным признаком того, что премию не дали вовремя, а теперь самое время восполнить упущенное. В лице Б. Констриктора мы имеем дело с наглядным воплощением концепта «заслуги» – перед нами поэт, которого невозможно помыслить без того, что он ещё и художник, художник, который репрезентирует себя в своих и чужих книгах, перформансист, который просто самим своим обликом, кругом друзей и живущих и ушедших родственников может служить символом петербуржского андеграунда прошлого, и это оказывается неожиданно актуальным в настоящем.
Б. Констриктор удивительным образом сочетает в себе авангардный запал, любовь к форме и традиционность, повторы, неспешность, доходящую порой до неподвижности. Он не настаивает на собственном изменении, не заставляет отличать себя-современного от себя двадцати-, тридцатилетней давности. Именно о Борисе говорил Паскаль, что настоящий мыслитель тот, который способен воспринимать целый мир, не выходя из своей питерской комнаты, но сегодня эту особенность Констриктора можно трактовать и как противостояние культуре путешествий и впечатлений, как актуальный протест против культуры стирания и отмены.
Видеть в банальности, в том-же-самом удивительное, быть экономным в ресурсах, не множить материальные сущности – но в то же время радость художника рисовать поверх страниц старых журналов полустертыми фломастерами, использовать всё, что под рукой и подлежит выбросу – в этом есть и лёгкость, и весёлость, и современная экологичность, избегающая, однако, натужной декларативности.
Немаловажный вопрос: а кому мы даём сегодня ПАБ? В дипломе написано – Борису Констриктору, но мы же знаем, что это не псевдоним (это было бы логично), а гетероним, то есть определённая ипостась автора со своей биографией, стилем письма, воззрениями, художественной практикой и судьбой. А ведь есть и другой гетероним – Ванталов, под именем которого вышла большая часть книг (Стихотворения 1993 , Записки неохотника 2008, Речка, Промозг, Даосский чай) хотя иногда они пишут в соавторстве, но первым в печатных изданиях почему-то оказывается Ванталов, а не Констриктор (Конец цитаты, Слова и рисунки). Честно говоря, я с Ванталовым лично почти не знакома, и в данный момент я абсолютно убеждена, что буду вручать диплом Констриктору, а огромная часть того, что якобы написал Ванталов, на самом деле написал Констриктор, который из скромности притворился Ванталовым. При этом есть ещё Борис Аксельрод, что вообще остаётся только на иллюзорном документальном уровне, хотя и он пытался в последнее время сопротивляться легитимизации Б. Констриктора в зонтичных изданиях (Сборник 2022 г.)
А теперь представим себе, что мы вручаем премию за заслуги классическому обладателю 72 гетеронимов – Фернанду Пессоа. С 99% вероятности в дипломе будет имя Пессоа, несмотря на то, что великую Морскую Оду написал Алвару де Кампуш. Я хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня мы являемся свидетелями знакового события, когда один из гетеронимов, Б. Констриктор, сам безоговорочно вписал себя в историю культуры, оттеснив и поглотив и урожденного автора, и конкурента-гетеронима. И этот факт ещё предстоит осмыслить историкам и теоретикам литературы.
Ещё несколько важных черт портрета нашего героя. Щедрость и радость бескорыстного взаимодействия с другими авторами. Сам поэт, Констриктор способен легко отказываться от этой роли, выступив в роли иллюстратора книг близких ему поэтов, что тоже далеко не частое явление в мировой поэтической практике.
И наконец, одна из самых значительных заслуг Констриктора – его отношение к уходу, болезни и памяти об умерших. Его картинки, надписи и подписи способны оказывать терапевтическое воздействие, и если бы не было других заслуг, он мог бы войти в литературу одним лишь списком некрологов (Борису Кудрякову, Борису Тайгину, Елене Шварц, Ры Никоновой, Сергею Сигею, Александру Очеретянскому, Евгению Вензелю, Владимиру Орлову) и пронзительно-экзистенциальными письмами к умершему брату А. Нику. И в этом тоже можно усмотреть протестную составляющую: в то время, пока все живут здесь и сейчас, культивируя «жизнь продолжается», Констриктор отстаивает неотменимость эсхатологии. Как типичный мистик, Б. Констриктор глубоко традиционен и революционен одновременно.
И ещё одна немаловажная характеристика сборки, вернее, этого сплава – «мудрец».
Мудрец – это тот тип говорения, к которому стремился Хайдеггер, когда начал писать стихи, и остаётся только сожалеть, что ПАБ не располагает такой номинацией – мудрец – которая бы удивительно точно характеризовала Б. Констриктора – художника, поэта, прозаика, плакальщика, иллюстратора, петербуржца.