Борис Гребенщиков*
Премия Андрея Белого 2021 в номинации «За заслуги в развитии русской литературы» присуждена за «впечатляющую жизнь и обнадёживающие труды».

Настоящий материал (информация) произведен Гребенщиковым Борисом Борисовичем, являющимся лицом, включенным в реестр иностранных агентов, либо касается деятельности иностранного агента Гребенщикова Бориса Борисовича.
Поэт, прозаик и переводчик, музыкант, композитор, певец и гитарист, один из родоначальников рок-музыки на русском языке. Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде.
Окончил физмат школу № 239 и факультет прикладной математики — процессов управления ЛГУ им. Жданова. Основал группу "Аквариум", в 80-х был членом Ленинградского рок-клуба. В 1982 — продюсировал первый альбом группы «Кино» — «45». Издает альбомы, участвует в многочисленных концертах и кино-, радио-, теле-проектах в России и за рубежом. С 2005 по 2022 год — ведущий программы «Аэростат» («Радио России»).
Лауреат премий «Триумф» (1997), Царскосельской художественной премии (2002), «Своя колея» (2003), член Академии дураков, основанной Вячеславом Полуниным и Роланом Быковым, лауреат премий «Пушкин и XXI век» (2020). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003 ) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. С 2017 художественный директор ежегодного петербургского фестиваля «Части света».
*Внесен в перечень иноагентов Минюстом РФ
Работы
Книги
Сочинения в 2 томах: т. 1 — «Песни», т. 2 — «Непесни». Нота-Р, 2002.
Книга Песен. Олма-пресс, 2006.
Два стиха о квартире номер шесть. СПб.: Красный матрос, 2008.
Аэростат. Течения и земли. СПб.: Амфора, 2008.
Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты. СПб.: Амфора, 2009.
Аэростат. Параллели и Меридианы. СПб.: Амфора, 2009.
Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы. СПб.: Амфора, 2012.
Трамонтана: Авторский сборник. М.: Эксмо, 2013.
Серебро Господа моего. М.: Эксмо, 2013, 2015.
Песни БГ. М.: Эксмо, 2013.
Дискография
(По классификация Гребенщикова)
«Доисторические» альбомы Гребенщикова и «Аквариума»:
1974 — Искушение Святого Аквариума (Борис и Джордж)
1974 — Менуэт земледельцу (Аквариум) Запись утеряна
1975 — Притчи графа Диффузора (Аквариум)
1976 — С той стороны зеркального стекла (БГ)
1978 — Все братья — сёстры (Борис и Майк)
«Исторические» студийные и концертные альбомы «Аквариума»:
1981 — Синий альбом
1981 — Треугольник
1981 — Электричество
1982 — Акустика
1982 — Табу
1983 — Радио Африка
1984 — Ихтиология
1984 — День Серебра
1986 — Дети Декабря
1986 — Десять стрел
1988 — Равноденствие
1990 — Чёрная роза
1992 — Архив (закончен весной 1991)
Аквариум 2.0:
1993 — Библиотека Вавилона
1993 — Любимые песни Рамзеса IV
1994 — Пески Петербурга
1994 — Кострома mon amour
1995 — Навигатор
1996 — Снежный лев
1997 — Гиперборея
Аквариум 3.0:
1999 — Ψ
2000 — Территория
2002 — Сестра Хаос
2003 — Песни рыбака
2005 — ZOOM ZOOM ZOOM
2006 — Беспечный русский бродяга
2008 — Лошадь белая
2009 — Пушкинская, 10
2010 — День радости
2011 — Архангельск
2012 — Воздухоплавание в компании сфинксов
2013 — Аквариум +
Аквариум 4.0:
2016 — Песни Нелюбимых (EP)
2017 — Двери Травы (EP)
2020 — Тор
2022 — Дом Всех Святых
Сольная дискография:
1978 — Все братья — сёстры (совместно с Майком Науменко)
1989 — Radio Silence (англоязычный альбом, за исключением двух песен)
1992 — Русский альбом
1994 — Песни Александра Вертинского
1996 — Чубчик
1996 — Radio London (англоязычные демозаписи 1990/1991)
1997 — Лилит
1998 — Борис Гребенщиков и Deadушки
1999 — Песни Булата Окуджавы
2004 — Без слов (инструментальный альбом, записанный в начале 1990-х, в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы)
2014 — Соль
2018 — Время N
2020 — Знак Огня
2020 — Услышь меня, хорошая
2021 — Дань
2023 — Песни бардов
2023 — Богрукиног
Из текстов
Тексты песен
Синий альбом — Железнодорожная вода
Дай мне напиться железнодорожной воды.
Дай мне напиться железнодорожной воды.
Мне нравится лето тем, что летом тепло.
Зима мне мила тем, что замерзло стекло,
Меня не видно в окно, и снег замел следы.
Когда я был младше, я ставил весь мир по местам.
Когда я был младше, я ставил весь мир по местам.
Теперь я пью свой wine, я ем свой cheese,
Я качусь по наклонной - не знаю, вверх или вниз.
Я стою на холме - не знаю, здесь или там.
Мы были знакомы, я слышал, что это факт.
Мы были знакомы, я слышал, что это факт.
Но сегодня твой мозг жужжит, как фреза.
Здесь слишком светло, и ты не видишь глаза,
Но вот я пою, попадешь ли ты в такт?
И есть те, кто верит, и те, кто смотрит из лож.
И даже я порою уверен, что вижу, где ложь.
Но, когда ты проснешься, скрой свой испуг.
Это был не призрак, это был только звук,
Это тронулся поезд, на который ты не попадешь.
Так дай мне напиться железнодорожной воды.
Дай мне напиться железнодорожной воды.
Я пишу эти песни в конце декабря,
Голый, в снегу, при свете полной луны.
Но если ты меня слышишь, наверное это не зря.
Радио Африка — Еще один упавший вниз
Искусственный свет на бумажных цветах -
Это так смешно;
Я снова один, как истинный новый романтик.
Возможно, я сентиментален -
Таков мой каприз...
Нелепый конец для того,
Кто так долго шел иным путем;
Геометрия лома в хрустальных пространствах;
Я буду петь как синтезатор -
Таков мой каприз...
...Еще один, упавший вниз,
На полпути вверх...
Архангельский всадник смотрит мне вслед;
Прости меня за то, что я пел так долго...
Еще один, упавший вниз.
Десять стрел — Она может двигать
Она может двигать, она может двигать собой.
Она может двигать, она может двигать собой
В полный рост, она знает толк в полный рост.
Мама, что мы будем делать,
Когда она двинет собой?
Алый шелк, вещие сны,
Ветви ивы, фазы луны.
В полный рост, она знает толк в полный рост.
Мама, что мы будем делать,
Когда она двинет собой?
Кроткий нрав, возвышенный чин,
Великая стройка, новый почин.
В полный рост, она знает толк в полный рост.
Мама, что мы будем делать,
Когда она двинет собой?
Равноденствие — Лебединная сталь
Возьми в ладонь пепел, возьми в ладонь лед.
Это может быть случай, это может быть дом,
Но вот твоя боль, так пускай она станет крылом,
Лебединная сталь в облаках еще ждет.
Я всегда был один - в этом право стрелы,
Но никто не бывает один, даже если б он смог,
Пускай наш цвет глаз ненадежен, как мартовский лед,
Но мы станем как сон и тогда сны станут светлы.
Так возьми в ладонь клевер, возьми в ладонь мед,
Пусть охота, летящая вслед, растает, как тень.
Мы прожили ночь, так посмотрим, как выглядит день,
Лебединная сталь в облаках - вперед!
Русский альбом — Государыня
Государыня,
Помнишь ли, как строили дом —
Всем он был хорош, да пустой;
Столько лет
Шили по снегу серебром,
Боялись прикоснуть кислотой;
Столько лет
Пели до седьмых петухов,
Пели, но боялись сказать.
Государыня,
Ведь если ты хотела врагов,
Кто же тебе смел отказать?
Так что же мы До сих пор все пьем эту дрянь,
Цапаем чертей за бока?
Нам же сказано,
Что утро не возьмет свою дань,
Обещано, что ноша легка;
Так полно, зря ли мы Столько лет все строили дом —
Наша ли вина, что пустой?
Зато теперь
Мы знаем, каково с серебром;
Посмотрим, каково с кислотой…
Снежный лев — Дубровский
Когда в лихие года пахнет народной бедой,
Тогда в полуночный час, тихий, неброский,
Из леса выходит старик, а глядишь - он совсем не старик,
А напротив, совсем молодой красавец Дубровский
Проснись, моя Кострома, не спи, Саратов и Тверь,
Не век же нам мыкать беду и плакать о хлебе,
Дубровский берет ероплан, Дубровский взлетает наверх,
И летает над грешной землей, и пишет на небе -
"Не плачь, Маша, я здесь;
Не плачь - солнце взойдет;
Не прячь от Бога глаза,
А то как он найдет нас?
Небесный град Иерусалим
Горит сквозь холод и лед
И вот он стоит вокруг нас,
И ждет нас, и ждет нас...."
Он бросил свой щит и свой меч, швырнул в канаву наган,
Он понял, что некому мстить, и радостно дышит,
В тяжелый для Родины час над нами летит его ероплан
Красивый, как иконостас, и пишет, и пишет -
"Не плачь, Маша, я здесь;
Не плачь - солнце взойдет;
Не прячь от Бога глаза,
А то как он найдет нас?
Небесный град Иерусалим
Горит сквозь холод и лед
И вот он стоит вокруг нас,
И ждет нас, и ждет нас...."
Сестра хаос — Северный цвет
Вороника на крыльце;
В доме спит зверь, в доме ждет ангел;
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла
И я бы открыл ей,
Если бы я знал, где здесь дверь...
Список кораблей,
Никто не прочтет до конца; кому это нужно -
Увидеть там свои имена...
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
И тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным -
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь - камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь - сними
Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным -
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет
Ключ к северу ждет между биениями сердца
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.
Zoom Zoom Zoom — Белая
Белая, как выпавший снег,
Белая, как темная ночь,
Белая, как сакура весной,
Милосердная, но не может помочь.
Белая, как сибирский мел,
Белая, как нетронутый лист,
Я отдал тебе все, что имел,
Теперь я черный, как трубочист.
Без имени, как меч кузнеца,
Невиданная, без прикрас,
Без начала и без конца
Бывшая здесь прежде всех нас.
Я искал тебя, не мог понять как;
Писал тебе, но не было слов;
Я был слепой, но я вижу твой знак –
Мой палец на курке, я всегда готов.
Половина соловьиная падь,
Половина алеет восток.
Ты знаешь сама – с меня нечего взять,
Но все что есть – у твоих ног.
Я проснулся после долгого сна,
Небритый, без имени, совсем ничей,
Моя кровь говорит, что скоро весна,
Может быть, в одну из этих ночей.
Беспечный русский бродяга — Афанасий Никитин буги
Мы съехали с Макдугал в середине зимы,
Моя подруга из Тольятти, я сам из Костромы.
Мы бы дожили до лета, а там секир-башка,
Но в кокаине было восемь к трем зубного порошка.
Пришлось нам двигать через люк,
При свете косяка:
Она решила ехать в Мекку. Я сказал: «Пока!».
Не помню, как это случилось, чей ветер дул мне в рот,
Я шел по следу Кастанеды – попал в торговый флот,
Где все матросы носят юбки, у юнги нож во рту.
И тут мы встали под погрузку в Улан-Баторском порту.
Я сразу кинулся в дацан – хочу уйти в ритрит,
А мне навстречу Лагерфельд,
Гляжу – а мы на Оксфорд-стрит.
Со мной наш боцман Паша – вот кто держит фасон,
На нем пиджак от Ямамото, штаны Ком Де Гарсон.
И тут вбегает эта женщина с картины Моне,
Кричит: «У нас четыре третьих, быстро едем все ко мне!»
У нас нет денег на такси, пришлось продать пальто,
Клянусь, такого в Костроме еще не видел никто.
Вначале было весело, потом спустился сплин,
Когда мы слизывали слизь у этих ящериц со спин
В квартире не было прохода от языческих святынь,
Я перевел все песни Цоя с урду на латынь.
Когда я допил все, что было у них меж оконных рам,
Я сел на первый сабвэй в Тируванантапурам.
И вот мы мчимся по пустыне поезд блеет и скрипит,
И нас везет по тусклым звездам старый блюзмен-транвестит,
Кругом творится черт те что – то дальше, то вблизи,
То ли пляски сталеваров, то ли женский бой в грязи.
Когда со мной случился двадцать пятый нервный срыв,
Я бросил ноги в Катманду через Большой Барьерный Риф.
И вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы,
Я стал похож на человека героической судьбы,
Шаманы с докторами спорят, как я мог остаться жив,
Но я выучил суахили и сменил культурный миф.
Когда в село войдут пришельцы, я их брошу в тюрьму:
Нам русским за границей иностранцы ни к чему.