Сергей Зотов
Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе (М.: Эксмо, 2021)

Культурный антрополог и популяризатор науки. Доктор исторических наук. Стипендиат Института Варбурга, докторант Уорикского университета (2020—2024) и младший научный сотрудник Библиотеки герцога Августа (2017—2022). Член The Renaissance Society of America и The Society for the History of Alchemy and Chemistry (SHAC).
Лауреат премии «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки», участник длинных списков премии Александра Пятигорского за книгу «Страдающее Средневековье» (2018) и премии «Просветитель» (2021) за книгу «Иконографический беспредел».
Работы
Книги
Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии. Зотов С. О / Майзульс М. Р. / Харман Д. Д. М.: АСТ, 2018.
История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный. М.: АСТ, 2020.
Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе. М.: Бомбора, 2021.
Средневековая магия. Визуальная история ведьм и колдунов. Зотов С. О. / Харман Д. Д. М.: АСТ, 2022.
Восковые ноги и железные глаза. Вотивные практики от Средневековья до наших дней. Майзульс М. Р. / Зотов С. О. / Антонов Д. И. М.: Слово, 2023.
Из текстов
Из книги «История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный»
Нимб из стеклянных колб
Почему же именно европейские алхимия и искусство пошли рука об руку,
а в Китае, Индии, Александрии и на Ближнем Востоке таинственные
аллегории в натурфилософских трактатах почти не рисовали? С одной
стороны, дело в том, что европейские манускрипты этого времени
традиционно богато иллюстрировались, и даже если денег на
профессиональную иллюстрацию не было, часто автор собственноручно
рисовал схемы или диаграммы, помогающие понять смысл текста.
Рисунки в манускриптах считались роскошью, а так как большинство
алхимических трактатов заказывали аристократы, им было очень важно
владеть не просто книгой, но книгой великолепно украшенной. Люди
победнее пытались приобретать рукописи хотя бы с простыми,
нераскрашенными изображениями. С другой стороны, на Западе не было
запрета на какие-либо изображения, в отличие от некоторых других
культур: хотя в ту эпоху мусульмане и иудеи формально допускали
плоскостные образы (не статуи), не во всех странах художники охотно
рисовали людей или животных. В католическом мире с 1317 г.
сама алхимия была под официальным запретом папы Иоанна XXII, и
хотя она позднее вновь и вновь осуждалась в различных регионах
Европы, это не пресекло занятия алхимиков. На практике папская булла
касалась скорее фальшивомонетчиков, и люди, особенно влиятельные
(в т. ч. и сам папа Иоанн), продолжали практиковать хризопею, что
умножало количество предметов искусства, связанных с алхимией.
На звание первых аллегорических изображений в алхимических
трактатах претендуют иллюстрации из двух алхимических сборников,
французского и фламандского, датируемых второй половиной XIV в. Во
французском мы находим два небольших трактата, «Завещание
благородного философа» и «Книгу мудрейшего магистра Аристотеля,
одного из светочей философского камня»: оба текста открываются
вступительными иллюстрациями. На них изображены аллегорические
сцены из трактатов: на первой миниатюре по центру виднеется
башня, из нее растет дерево о двух стволах, корни которого питаются
рекой. На левом стволе – семь красных плодов, формой напоминающие
груши или сердца, на правом – девять белых. Древо сторожат красный и
белый лев, а на переднем планет некий адепт обращается к сидящему
рядом философу. Тот передает ученику ключ, открывая секреты
алхимии. На второй миниатюре мы снова видим сидящего мудреца,
на этот раз он говорит с обнаженной женщиной. У нее в руках две чаши,
из обеих ее грудей в них стекают красная и белая жидкости – кровь и
молоко. В центре композиции находится солнце, своими лучами
воздействующее на яйцо. В этих странных образах зашифрован процесс
приготовления философского камня: ручей обозначает первоматерию,
белые плоды – стадию, на которой магистерий способен превращать
металлы в серебро, а красные – в золото. Яйцо символизирует
герметично закрытый сосуд, содержащий в себе оба алхимических
первопринципа, серный и ртутный – после созревания оно станет
философским камнем.