Михаил Трофименков
Красный нуар Голливуда (часть I. Голливудский обком; часть II. Война Голливуда). СПб.: Сеанс, 2018; 2019; ХХ представляет. Кадры и кадавры. М.: Флюид, 2018)

Родился 14 ноября 1966 года в Ленинграде в семье искусствоведа Н. В. Бродской.
В 1988 году окончил искусствоведческое отделение исторического факультета ЛГУ имени А. А. Жданова, в 1992 году окончил аспирантуру ЛГИТМиКа. В 1992 году в Санкт-Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения «„Новая волна“ как феномен французской кинокультуры конца 1950-начала 1960-х гг.».
В 1997—1999 годах преподавал в университете города Мец во Франции. С 2000 года — обозреватель издательского дома «Коммерсантъ». Публиковался в журналах: «Митин журнал», «Искусство кино», «Сеанс», «Театральная жизнь», «Петербургский театральный журнал», «Искусство», «Pulse Петербурга». Член редакционной коллегии издательства «Сеанс». Директор международных программ фестивалей «Кинотавр».
Работы
Книги
Сергей Бодров. Последний герой. М: Эксмо, 2003.
Кино: 500 главных фильмов всех времён и народов: Путеводитель Афиши, 2003.
«Я обещаю вам кровь и слёзы…»: Статьи. СПб: Лимбус Пресс, 2006.
Убийственный Париж. СПб.: Амфора, 2012.
Кинотеатр военных действий. СПб.: Сеанс, 2014.
XX век представляет: кадры и кадавры. М: Флюид ФриФлай, 2018.
История русского кино в 50 фильмах. СПб.: Порядок слов, 2018.
Красный нуар Голливуда. Часть I. Голливудский обком. СПб.: Сеанс, 2018.
Культовое кино. М.: Эксмо, 2019.
Красный нуар Голливуда. Часть II. Война Голливуда. СПб.: Сеанс, 2019.
Из текстов
Из статьи «Там, где смерть имеет цену» (2010)
...А разве сама Америка не изобретена кино? Была бы в мире мечта Америки, не будь кино?
Окружающий мир заслонялся кино-мечтой, кино мечта доказывала, что она ни в чем не обманывает зрителей. Еще досиживали в Синг-Синге соратники гангстеров Аль Капоне и Диллинджера, еще помнили старики золотую лихорадку и войны с индейцами, еще консультировали наемные убийцы на пенсии постановщиков вестернов. Все было вчера, в отличие от старушки Европы с ее запыленными крестовыми походами и наполеоновскими войнами. Америке прощалось все за то, что она в движении, за то, что она веселая и большая. В «Однажды в Америке» гангстеры уговаривают профсоюзного активиста: дескать, парень, эта страна еще растет, она совсем юная, пусть она переболеет нами в детстве. «Нет, ребята, — отвечает тот. — Вы не насморк, вы — чума».
Когда оказалось, что в Америке все не совсем так (где — насморк, где — чума?), как в великом американском кино, подросшие завсегдатаи киноклубов стали предъявлять ей счет, мучительно сравнивая реальность с детской мечтой. Они решили исправить ее, а для этого пришлось самим стать американскими кинорежиссерами.
Серджо Леоне подписал свой первый вестерн в 1964 году именем «Боб Робертсон». Для публики — чтобы проглотила фильм как очередную поделку серии Б. Для своего круга — как американофильское кокетство. Для себя — как память об отце, Роберто Роберти. Ведь в Америку потянуло потомка рафинированной интеллигенции. Папа Леоне играл в труппе Элеоноры Дузе (родители думали, что он работает адвокатом в Турине), возглавлял ассоциацию итальянских кинорежиссеров, был отлучен от кино за отказ ставить фильм по сценарию дуче. Сам Серджо Леоне с юности работал на съемочной площадке и быстро стал богатейшим и опытнейшим ассистентом режиссера в Италии. И вдруг в 35 лет — «За пригоршню долларов», Боб Робертсон, бюджет в 30 миллионов лир (копейки), малоизвестные актеры, гора трупов, разбитые в кровь лица. И феноменальный успех; разрушение условностей классического вестерна; жестокость, нейтрализованная чисто итальянской театральностью комедии масок. Фильм положил начало первой американской трилогии Леоне, в которой он предъявлял счет стране своей мечты, убивал и тем самым продлевал жизнь на четверть века своему любимому жанру, причудливо смешивал страшноватые реалии романтизированной кинематографом истории покорения Дикого Запада и бесчисленные цитаты из этого самого кинематографа.