Сергей Мохов

1990 (Москва)
2019 • Гуманитарные исследования

Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия. М.: Common Place, 2018

Портрет
Фото: piatigorskyf.com

Родился в 1990 году. Окончил Московскую высшую школу социальных и экономических наук (2015, MA in public history) и аспирантуру Высшей школы экономики, кандидат социологических наук НИУ ВШЭ (2019). Социальный антрополог. С 2015 года издатель и редактор первого российского научного журнала о death studies «Археология русской смерти». В 2019 — 2022 работал научным сотрудником Центра медицинской антропологии ИЭА РАН, с 2021 по 2023 — научным сотрудником в Ливерпульском университете им. Джона Мурса. С 2024 года занимается бизнесом, открыл исследовательское консалтинг-агентство.

Лауреат премии имени Александра Пятигорского (2019) за книгу  «Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия».

Лонг-листер литературной премии «Национальный бестселлер» (2021) и шорт-листер премии «Просветитель» (2021) за книгу  «История смерти. Как мы боролись и принимали».

Работы

Книги

 

Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия. М.: Common place, 2018.

История смерти. Как мы боремся и принимаем. М.: Individuum, 2020.

Археология русской смерти. Этнография похоронного дела в современной России. М.: Common place, 2021.
 

Из текстов

Из книги «История смерти. Как мы боремся и принимаем»

 

Что такое горе 


Чтобы разобраться в этом, я предлагаю начать с простого вопроса: что мы вообще знаем о горе? Принято считать, что оно – некая естественная человеческая реакция на факт любой утраты, то есть на факт разрыва связи с кем-либо или с чем-либо. Речь идет не обязательно о смерти или расставании с близким человеком: это может быть утрата работы, привычного и любимого предмета вроде детской игрушки или даже какого-то навыка (например, когда спортсмен или музыкант из-за травмы теряет способность кататься на лыжах или играть на виолончели). Обо всем этом можно горевать.
Один из классиков изучения смерти, психолог и социальный антрополог Роберт Кастенбаум выделяет несколько видов утрат:


1. потеря контроля над ситуацией или способности анализировать ситуацию;
2. потеря опыта, социальных функций (лишение привычной работы или роли в семье);
3. потеря телесных возможностей;
4. утрата способности к заботе;
5. потеря отношений и объекта любви.


История с хвостом ослика Иа-Иа из книг про Винни-Пуха – замечательный пример реакции на утрату части тела. Герой сказки где-то потерял хвост, который ему крайне дорог, и на протяжении многих страниц пытается справиться с меланхолией, вызванной его новым статусом «осла без хвоста». В знаменитой сказке Корнея Чуковского «Федорино горе» описывается реакция горевания, связанная с бытовой утратой: от героини сбежала кухонная утварь. Старуха Федора громко плачет и причитает, раскаиваясь в своем легкомысленном отношении к материальному миру и сокрушаясь о сложных временах, которые ждут ее теперь. Собственно, стон и плач Федоры и есть то самое «горе» – реакция на утрату, пусть и всего лишь сумасбродной посуды.
Разумеется, между реакцией на утрату любимой вещи и гореванием о смерти близкого человека есть существенная разница. Та же Федора в своем причитании умоляет посуду вернуться и начать всё сначала...