Вадим Руднев

1958 (Коломна)
2017 • Гуманитарные исследования

Премия Андрея Белого 2017 в номинации «Гуманитарные исследования» присуждается за труд «Новая модель реальности», М., 2016

1999 • Гуманитарные исследования
Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1998.
Портрет
Фото: sobaka.ru

Советский и российский семиотик, лингвист, филолог, культуролог и философ. 

Родился в 1958 году в семье Петра Александровича Руднева — одного из ведущих советских стиховедов и ученика А. Ф. Лосева. Окончил филологический факультет Тартуского университета. Ученик Ю. М. Лотмана. В 1997 году защитил диссертацию на тему «Теоретико-лингвистический анализ художественного дискурса» одновременно по двум степеням (кандидатской и докторской) в секторе теоретической лингвистики Института языкознания РАН в 1997 году.

Работал заведующим отделом культурологии литературного журнала «Даугава» (1987—1992); ведущим редактором издательства «Прогресс» (1991—1993), ведущим редактором издательства «Гнозис» в (1994—1995), заместителем главного редактора «Художественного журнала» (1995—1996), ответственным секретарем философского журнала «Логос» (1997—2002), научным консультантом и редактором телевизионной программы Александра Гордона на канале НТВ (2001—2002), ведущим научным сотрудником Фонда «Прагматика культуры» (2002), научным консультантом и соведущим телевизионной программы «Чёрный квадрат» (2003—2004). 

С 2005 года является профессором Института психоанализа и главным научным сотрудником сектора «Языки культур» Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Российский институт культурологии». В 2020 году создал при Философском факультете МГУ Лабораторию человека и культуры XXI века (первоначальное название «Лаборатория по изучению человека и культуры XXI века») .

Специалист в области аналитической философии, творчеству Людвига Витгенштейна, теории речевых актов, логической семантике, теоретической поэтике и стиховедению, теоретическому психоанализу, характерологии, общей психопатологии. Автор многочисленных статей и книг по культурологии, философии и психоанализу. 

Работы

Книги

 

Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. М.; Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1994.
Винни Пух и философия обыденного языка. М.; Гнозис, 1994, 1996, 2000, 2002.
Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М.:  Гнозис, 1996.
Энциклопедический словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997, 1999, 2001.
Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. — М.: Аграф, 2000.
Метафизика футбола: Исследования по философии текста и патографии. М.: Аграф, 2001.
Характеры и расстройства личности: Патография и метапсихология. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. 
Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. М.: Прагматика культуры, 2002. 
Тайна курочки Рябы: Безумие и успех в культуре. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. 
Словарь безумия. М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
Диалог с безумием. М.: Аграф, 2005. 
Пригов - поэт-парафреник // Семиотика безумия. М.: Европа, 2006. 
Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2007. 
Апология нарциссизма. М.: Аграф, 2007. 
Энциклопедический словарь культуры XX века (3-е издание, исправленное и дополненное). М.: Аграф, 2009. 
Гурджиев и современная психология. М.: Аграф, 2010. 
Полифоническое тело: Реальность и шизофрения в культуре XX века. М.: Гнозис, 2010.
Реальность как ошибка. М.: Гнозис, 2011. 
Введение в шизореальность. М.: Аграф, 2011. 
Новая модель бессознательного. М.: Гнозис, 2012.
Новая модель шизофрении. М.: Аграф, 2012. 
Территория ДОК: Философия загородного домостроения. Вадим Руднев / Александр Чистяков. М.: DOMUS, 2013.
Психология кино. М.: ГИТР, 2013. 
Иисус Христос и философия обыденного языка. М.: Аграф, 2013. 
Энциклопедический словарь безумия. М.: Гнозис, 2013. 
Странные объекты: Феноменология психотического мышления. М.: Академический Проект, 2014. 
Новая модель времени. М.: Гнозис, 2015. 
Логика бреда. М.: Когито-Центр, 2015.
Новая модель реальности. М.: Высшая Школа Экономики, 2016. 
Вадим Руднев. Против истины. М., СПб.: Добросвет, Центр гуманитарных инициатив, 2018. 
Словарь культуры XXI века. Первое приближение. (Дайджест первого тома Словаря). Хапур: Kie Publication, 2020. 
Вадим Руднев. Бетховен. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Добросвет, 2023. 

Из текстов

Из статьи «Поэтика гипомании (памяти Дмитрия Александровича Пригова)»  (2008)

 

В истории философии и науки существуют две хорошо разработанные и противоположные друг другу модели времени с четкой прямолинейной хронологией. Первую разработал Блаженный Августин. Она соотносится с христианской драмой и является в высшей степени семиотической моделью. Здесь время движется к определенной цели — Второму Пришествию Христа и Страшному Суду. Это время можно назвать шизоидным временем. Противоположная модель времени — естественнонаучная — была разработана в связи с открытием второго начала термодинамики — ее обследовал в конце XIX в. Л. Больцман, а в ХХ веке — Г. Рейхенбах. Суть этой естественнонаучной модели в том, что время направлено в сторону увеличения энтропии, в сторону разрушения и угасания всех процессов распада и хаоса. Это и есть депрессивное время. Его суть наиболее образно выразил в своем последнем
стихотворении Державин:


Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

 

Шизоидносемиотическое сознание не согласилось бы с тезисом, в соответствии с которым то, «что остается чрез звуки лиры и трубы», подвластно такому же энтропийному разрушению, как и все природное. Текст с точки зрения шизоидного сознания вечен, культура вечна. Однако для того, чтобы воспринимать культуру как нечто ценное, необходимо, чтобы семиотический смысловой канал в сознании был актуализирован. Этого у депрессивной личности как раз и нет. Она воспринимает не вещи как знаки, а наоборот, скорее знаки как вещи, поэтому культура текста для такого сознания лишается ценностного семиотического содержания и автоматически записывается в разряд вещей, подверженных уничтожению.
По логике вещей гипомания как обратная сторона депрессии должна быть повышенно знаковой. Однако, как мы покажем ниже, это совершенно не так.
Противопоставление симультанного сукцессивному, последовательного — одновременному, — одно из важнейших в нашей картине мира. Пространство симультанно — все вещи в нем расположены одновременно. Однако чтобы их обозреть, требуется время, которое сукцессивно. Когда-то Роман Ингарден остроумно заметил, что архитектура — это временное искусство: для того чтобы полностью эстетически «охватить» памятник архитектуры, надо обойти его со всех сторон.
Таким образом, в нашем восприятии мира симультанное и сукцессивное присутствуют на равных правах. Как понял еще Витгенштейн в «Логико-философском трактате», мы оперируем не вещами, а фактами, то есть тем, что происходит с вещами:


1. Мир — это все, чему случается быть.
1.1. Мир — совокупность Фактов, но не Вещей.
1.1.1. Мир определен посредством Фактов и благодаря тому, что все они
являются Фактами.
1.1.2. Ибо именно совокупность Фактов определяет то, чему случается, а
чему не случается быть.
1.1.3. Факты в логическом пространстве и составляют Мир.
1.2. Мир раскладывается на факты.
1.2.1. Им может случаться быть или не быть, все прочее остается пре
жним.


То, что в гипомании симультанность преобладает над сукцессивностью, говорит, что сознание гипертимного человека ориентировано именно на вещи, а не на факты.